Этапы работы над сценарием 🎬 Серия постов от Михаила Степанова. Давайте поговорим о том, как разрабатывается сценарий, какие этапы работы проходит сценарист, прежде чем у него появится конечный продукт. Те, кто решился писать для конкурса, наверняка уже погрузились в работу, поэтому пост немного не вовремя, но на будущее будет полезно. Кто знает – может, сейчас среди вас спрессовывается сценарный алмаз, и мы с Юлием сможем потом хвастаться, что именно мы явили его миру. Отмечу, что все эти россказни основаны на моем личном опыте и не являются инвест-рекомендацией. Итак, сценарий начинается с идеи. Это может быть Low-концепт или High-концепт. Лоу-концепт – это истории про дружбу, семью, любовь и т.д. То есть по этим темам сняты миллиарды фильмов и сериалов. Такую историю трудно описать в двух словах, потому что она про отношения. Это будет звучать примерно так: «Ну короче, там есть женщина, она встретила мужика, они потом поругались, потом помирились, он ей предложил пойти замуж, а она уже смотрит на его друга, а тот ушел на войну и умер, а она с ребенком от него, а тут как раз бывший нагрянул…» Хай-концепт – это что-то оригинальное, что-то, чего вы не видели раньше. Такую историю легко описать одним предложением. Например, робот прибывает из будущего, чтобы убить мать лидера сопротивления против машин («Терминатор») или несколько ученых организовывают отряд по борьбе с приведениями («Охотники за приведениями»). Хай-концепт гораздо сложнее придумать, но гораздо легче продать продюсеру. На историю дружбы двух людей во время войны он посмотрит скептически, а вот если это история дружбы человека и марсианина во время войны Земли и Марса – вот это да, заверните два. Как мне кажется, и хай-, и лоу-концепты пользуются одинаковой популярностью у зрителей. Просто если у сценариста есть хай-концепт, ему многое прощают. Слабые диалоги? Да пофиг, там же парк развлечений с динозаврами в современном мире! Сюжетные дыры? Наплевать, там же парни бурят астероид в открытом космосе! А вот, чтобы написать хороший сценарий по лоу-концепту, нужно постараться, нужно выделиться на фоне остальных. Если честно, все эти хай и лоу – это всегда поле для дискуссий. Можно сказать, что вообще все фильмы и сериалы так или иначе про отношения людей, поэтому никаких хай и лоу не существует. И все же эти определения нужно знать и учитывать в работе, потому что такой уж сложился на рынке механизм, чтобы определить, насколько оригинальна ваша идея. И что более важно – насколько легко её будет продать зрителю. Идея у нас есть, начинаем писать заявку. Это небольшой документ на страничку-две с описанием вашего проекта. То есть фильм это или сериал, сколько серий, какой хронометраж, какой жанр, какая целевая аудитория. Дальше вы очень-кратко пересказываете основные перипетии сюжета. По сути, описываете главный конфликт, и к чему примерно он приведет. Это буквально пара абзацев. Потом кратенько описываете главных героев – парой предложений. Затем вы описываете атмосферу вашего мира, используя референсы. Например: «Этот проект будет смесью из «Любовь и голуби» и «Техасской резни бензопилой»». Дальше можно написать, почему этот проект важно снимать и показывать именно сейчас – с какими современными проблемами он коррелирует. Важно отметить, что это очень условная структура заявки, она может выглядеть и по-другому. Причем, кардинально. Тут все зависит от вашей креативности. Главное, чтобы, прочитав заявку, человек мог уже представить ваш проект, посмотреть ваше кино в голове. Как хорошо заметили ведущие подкаста «Поэпизодный клан», заявка – это флирт, попытка заинтересовать и вовлечь человека в свою историю. Если честно, сейчас в индустрии мало заявки, чтобы за ваш проект заплатили деньги, но она все равно нужна. Хотя бы для самих авторов – здесь вы разминаетесь, здесь ваш проект начинает приобретать очертания. Откладываем заявку, тыкаем новый документ в Ворде и пишем синопсис. Это краткое описание сюжета. Но начинается синопсис с еще более краткого, пипец какого краткого описания сюжета – с логлайна. Не больше трех предложений или 25 слов. Пример логлайна: «Полицейский, приехавший помириться с женой, вынужден спасать её от террористов, захвативших здание, в котором она работает». Хотя можно написать и по-другому: «Полицейский заходит на работу к жене и оказывается в захваченном террористами здании. Теперь он один на один с целой бандой преступников». В общем, в логлайне главное учесть три вещи: кто герой? чего хочет? что ему мешает? – и тогда будет хорошо. К логлайну нельзя относиться наплевательски – продюсер может и не прочитать дальше этих трех строчек, если они его не заинтересуют. Я вот отнесся наплевательски, поэтому мои логлайны «Крепкого орешка» не точно отвечают на все поставленные вопросы, но смысл вы, надеюсь, поняли. После логлайна начинаем писать синопсис. Герой такой-то пошел туда-то, там с ним случился поворот, затем ещё один, потом он вообще такой почти умер, а потом нашел в себе силы, вспомнив заветы учителя и победил врага. Примерно так это выглядит. Следующий этап – пишем тритмент. Это расширенный синопсис. Всё то же самое, что и в синопсисе, но подробней. Еще одно отличие – если в синопсисе допускается непоследовательное изложение событий, то в тритменте уже всё должно быть так, как будет в фильме или сериале. Фух, сколько макулатуры… Когда там уже до сценария дойдем? Мы близко. После тритмента пишем поэпизодный план или поэпизодник или поэп. Это уже практически сценарий. Чем продуманней поэпизодник, тем легче он превращается в диалоги. Это, по сути, заархивированный сценарий. Опытный сценарист легко может «распаковать» поэпизодник, написанный другим сценаристом, и написать диалоги, которые сохранят смысл, заложенный первым автором. В поэпизоднике сюжет описывается посценно. То есть на этом этапе мы уже знаем, в какой локации герои действуют и какие тезисы друг другу говорят. Оформляется поэп так же, как сценарий, но без диалогов. Иногда можно вставить какую-то сюжетообразующую реплику героя, чтобы разбавить косвенную речь, но не надо увлекаться – главное, чтобы было кратко и был понятен смысл диалогов. Поэп выглядит так: сначала идет локация (ИНТ/ЭКСТ), а дальше описание действий персонажей. И вот это самый важный момент – в поэпизоднике пишется уже конкретно то, что зритель увидит на экране. То есть нельзя писать «герой понял», нужно написать, что герой увидел пятно крови и ринулся вниз по лестнице. Зритель сам поймет из контекста, что «герой понял». Нельзя писать «Саша подумал о Кристине». Как зритель поймет, что задумавшийся в кадре человек думает именно о Кристине? Нужно придумать этот визуальный образ. Самое простое – он берет с полки её фотографию и смотрит несколько секунд. Тут зритель понимает: «Ага, видимо, по Кристине скучает». Если синопсис и тритмент ещё могут быть условно литературными, то поэпизодник уже должен быть визуальным. Отмечаю это отдельно, потому что «Пиши за гроши» – это всё-таки литературное комьюнити, а сценарист должен думать по-другому. У него другие инструменты. И наконец мы дошли до диалогов. Тут все просто – садитесь и пишите. На самом деле всё очень сложно, но это уже тема для отдельной статьи, или книги, или серии книг. Пока просто пишите, как получается, а потом придется понимание, как сделать лучше. Самое интересное начнется, когда вы их допишете. Дело в том, что вы написали не сценарий, а только первый драфт сценария. И драфтов этих может быть от одного до бесконечности. Чем больше людей вам дает комментарии, а их всегда наберется достаточно, тем больше драфтов. Ну короче, переписывать, переписывать и еще раз переписывать. И тут важно научиться чувствовать грань, когда переписывание начинает не помогать истории, а убивать её. По моему опыту так бывает всегда. Поначалу ты действительно её улучшаешь, а потом она начинает превращаться в чудовище, в котором не осталось и намека на первоначальный смысл. Такой сценарий умоляет: «Убей меня!» Да и сценарист умоляет о том же. Как не попасть в такой капкан, сказать не могу. И не потому, что не хочу, а потому, что не знаю. Тут всё очень индивидуально – тут вам поможет только ваш личный опыт, добытый кровью и потом. Вот, в общем-то, и всё. Поздравляю, вы прошли кратчайший курс сценаристов. Увидимся на красной ковровой дорожке. А если серьезно, то всем удачи на конкурсе! __________________ Друзья, как вам пост? Напишите в комментариях, чтобы вам ещё хотелось узнать по сценарному мастерству? Миша обязательно прочтёт их и отпишется по вашим запросам.

Теги других блогов: работа этапы сценарий